Большая вифлеемская звезда своими руками


Большая вифлеемская звезда своими руками

Большая вифлеемская звезда своими руками

Большая вифлеемская звезда своими руками



главная

 

новости

 

православный календарь

 

иконы

 

иконы Спасителя

 

иконы Богородицы

 

святые покровители 

 

именные иконы

 

венчальные иконы

 

семейные иконы

 

мерные иконы

 

икона на крестины

 

иконы праздничного чина

 

складни

 

заказать икону

 

купить икону

 

икона в подарок

 

книги об иконах

 

каким святым молиться

 

картины

 

купить картину

 

картина в подарок

 

подарки

 

рисунки

 

кузнецовское письмо

 

Юрий Кузнецов

 

Марина Филиппова

 

Елена Кузнецова

 

Эрос Кузнецов

 

выставки

 

шкатулка воспоминаний

 

обыкновенное чудо

 

шедевры будущего

 

сила иконы

 

беседы с иконописцем

 

беседы со священником

 

о чем поговорить с ребенком

 

наука и философия

 

фото

 

видео

 

радио

 

статьи

 

отзывы

 

вопросы

 

о нас

 

артгалерея «Кристина»

 

контакты

 

    Икона Рождество Христово

 

Одноименные иконы: В эту ночь родился Спаситель, через восемь дней Его нарекут Иисусом, как указано было Господом через ангела. Перед вифлеемскими пастухами появился ангел и сказал им: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».  


Заказать икону

Иконописец:
Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.
Доски готовятся в монастыре по старинным технологиям. Как быстро получить икону

Золотые рамы Светлые рамы

Наши иконы сертифицируются. По Вашему желанию мы можем изготовить именной сертификат для конкретного человека. Наши иконы, как правило, дарят близким и любимым людям, поэтому мы заботливо упаковываем их и предлагаем Вам в нашем фирменном подарочном пакете. Обращаем Ваше внимание на то, что подарочный пакет идет в комплекте к иконе в случае, если икона забирается получателем самостоятельно из галереи. В случае доставки, в том числе и по Москве, икона приходит в транспортировочной упаковке из гофрокартона.
 
Печатная икона в раме ручной работы с антибликовым стеклом и подставкой. Размер 22х20 см.
Печатная икона в изысканной раме ручной работы с антибликовым стеклом, бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 26-31х25 см.
Печатная икона в киоте ручной работы с бархатным оформлением оборотной стороны и подставкой. Размер 37х35 см.
Живописная икона, написанная темперой (красками) на липовом или кипарисовом дереве. Размер 40х35 см. 2500 р. 5900 р. 8500 р. цена договорная


Заказать икону


Заказать икону


Заказать икону


Заказать икону



Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см.
Семейный складень с образами Спасителя и Богородицы. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 26х23 см. 9500 р. 9500 р.


Заказать складень


Заказать складень


Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см.
Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 22х20 см. 6900 р. 6900 р.


Заказать складень


Заказать складень


Специальное предложение на крестины
Именная икона и ангелочек. Размер иконы 22х20 см. Ангелочек из хлопковых нитей, связанный вручную. Высота около 9 см.
Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате? Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком - договорная. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы.   Еще фото 3000 р.


Заказать комплект

    Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли.   При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся , мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: или позвонить по телефону: +79151310033

 

Как защищает икона

Рождество Христово – один из самых главных праздников годичного церковного круга. В нём заложено начало Нового Завета, который открывается для нас всей земною жизнью Христа, Его и через всё – обретенной человечеством возможностью избежать вечного ада, как это было во времена Ветхого Завета, ибо через Боговоплощение и Воскресение Его мы получили возможность вместе с Ним восстать для Царствия небесного. Рождество – начало исполнения лучших пророчеств о приходе Мессии. И молить мы можем об укреплении веры, но лучше перед этой иконой – благодарить и славить Бога-Отца, Младенца Иисуса и Святую Семью – Богородицу и Иосифа Обручника за великий дар Вечной жизни, который начинается для нас с Рождеством Сына Божия – Сына человеческого.

В чем помогает икона

Молитва и размышление перед иконой помогает осознать величие той жертвы, которую принесла миру Богородица, родившая Агнца Божия – Младенца Иисуса, судьба Которого уже была определена. О чем бы мы ни помолились, и о чем бы мы не попросили в искренней и сердечной молитве, понимая величие этой спасительной жертвы, которая Его Распятием принесена только из любви к нам, если мы будем молиться со слезами любви и благодарности, то по Господней великой милости, неустанной заботе Богоматери все исполнится и разрешится.

Как молиться перед иконой

Как молиться
перед иконой

Величание Рождеству Христову

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Тропарь Рождеству Христову

Рождество Твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Рождение Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом знания. Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе!

Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.


Когда и как совершается празднование

«Христос рождается: славьте! Христос с небес: выходите в сретение! Христос на земле: возноситесь!»

Святитель Григорий Богослов


25 декабря/7 января - Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Видео композиция
с иконами Юрия Кузнецова
«Рождество Христово»
Рождество Христово - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии, входит в число двунадесятых праздников.

Празднество Рождества Христова установлено по исследованиям датировки рождения Спасителя.
Из Священного Писания и Священного Предания о точной дате рождения Господа нашего Иисуса Христа нам неизвестно. Но, собрав воедино данные апостолов-евангелистов, исторические, археологические свидетельства, астрономические расчеты было совершено приблизительное исчисление даты рождения Спасителя. Из них ясно, что Господь родился в 750 году от основания Рима – по иному исчислению это 4-ый год до н.э. На это есть следующие евангельские указания: благовестие Ангела священнику Захарии – отцу Иоанна Крестителя, период правления царя Ирода, время переписи императором Октавианом Августом, начало проповеди Иоанна Предтечи, примерный возраст Христа в начале его служения на земном пути, свидетельства иудеев о Его примерном возрасте.

В IVвеке монах Дионисий Малый – богослов, астроном и математик, который по поручению папы Юлия рассчитывал Пасхалию – дни празднования Пасхи, (отчего мы старый стиль называем юлианским календарем) по своим расчетам выбрал как день Рождества Христова 25 декабря как предположительную дату праздника. Есть предположения, что назначение даты частично сопряжено с тем, что астрономически с 25 декабря начинается приращивание дневного времени суток – возрождение дня.

В 1582 году папой Григорием XIII был введен григорианский календарь, учитывавший високосные годы. В Росси он был принят с 1 февраля 1918 года, которое стало 14 февраля, Сех пор мы празднуем в Православной Церкви Его Рождество 7 января (по н.ст.).

Традиция празднования

Православные христиане подходят к празднованию Рождества Христова через Рождественский или Филиппов пост, который начинается 14/27 ноября (н.ст.) и длится до 25 декабря/7 января (н.ст.). Празднику предшествует особое приготовление: предпразднство, которое длится пять дней, и Канун или Навечерие отмечается тем, что верующие в этот день едят только сочиво – сухие пшеничные зерна, размоченные в воде, потому и день этот называют сочельником, таков церковный устав. После праздника Рождества Христова шесть следующих дней называются попразднством и длятся до дня Обрезания господня, который также является праздничным днем. Дни от Рождества Христова до Крещения (с 7 по 19 января нов. стиля) называются «святками», то есть святыми днями, потому что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления.

Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения других двунадесятых праздников. Содержание рождественских богослужебных песнопений осмысливает факты Евангельской истории с точки зрения богословской, нравственной и психологической. Одно из самых чудных песнопений Рождества вот что говорит: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек, нас ради? Каждая бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп (пещеру); пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век Боже, помилуй нас». Это место – одна из жемчужин литургического богословия: сначала недоумение, чем встретить, чем одарить Владыку, а затем говорится о самом ценном даре, который только можно было принести Господу – Чистой Деве Марии. Оказалось, что в роде человеческом есть Чистая, чуждая всякого греха Дева, Которая одна только могла выйти навстречу Христу и послужить делу, превосходящему всякий разум, - Боговоплощению.

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

В Рождество до сих пор кое-где сохранился обычай колядования – взрослые и дети, одеваются потеплее и отправляются колядовать. Перед собой несут сделанную своими руками серебристую Вифлеемскую звезду на шесте, украшенные лентами шесты, стучатся в двери домов и поют колядки – старинные песнопения, в которых возвещается о приходе в мир Спасителя всех, о Рождестве Его Пречистой Матери. За это жители одаривают их конфетами, монетами, съестным, что есть в доме. И в этом тоже – отголосок тех дней, когда Святое семейство искало себе ночлег в домах, чтобы Пресвятая Богородица могла разрешиться от Священного бремени, как полагается любой роженице, в тепле и уюте, и Ей не находилось такого места. Но благодарность отзывается в сегодняшнем дне теплом сердец, привечающим колядщиков (на памяти автора, который принимал участие в колядках близ одного из подмосковных городов, нам вынесли мешок картошки; делать было нечего, мужчинам пришлось тащить – от наколядованного не откажешься). Обойдя дома, колядщики приходят, достают свои гостинцы и вместе пьют чай или делят как-то по иному.

Сама традиция колядок пришла от западных славян, полагают первоначально из Белоруссии, куда попала из Европы.

Существует благочестивая традиция в эти святые дни совершать паломничество на Святую Землю, чтобы своими глазами увидеть места, вошедшие в историю человечества. Храм Рождества Христова, построенный в 323 году равноапостольной царицей Еленой в Вифлееме над местом рождения Спасителя, находится в девяти километрах от Иерусалима. Место рождения Христа помещается в углублении восточной стороны пещеры. Оно обозначено серебряной вифлеемской звездой, в храм ведет низкая дверь, называемая «вратами смирения».


В каких храмах находится икона

Икону «Рождество Христово» как храмовую можно увидеть в любой церкви, названной в честь Рождения Иисуса Христа. Только в России насчитывается более 500 храмов с таким наименованием, находящихся в больших и малых городах и в разных селениях. Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в праздник Рождества Христова Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя
в праздник Рождества Христова Среди них самый известный и крупный в Москве – это храм Христа Спасителя, главный престол которого освящен в честь Рождества Христова. Там хранится икона «Рождество Христово», привезенная Патриархом Алексием из Вифлеема.

Вифлеем – святое место для христиан. Там стоит храм Рождества Христова, который также называют «Царским домом», «Базиликой». Вход в храм очень низкий, высота проема всего один метр двадцать сантиметров. Войти внутрь можно только согнувшись, поэтому проход называют «Врата смирения». Внутри храма – чудодейственная Вифлеемская икона Божией Матери, а если спуститься по лестнице, то можно увидеть ясли, куда Дева Мария положила новорожденного Иисуса, а также алтарь Волхвов, куда были возложены дары: золото, мира и ладан. В гроте Рождества – главная святыня, Вифлеемская звезда, размещенная на том месте, где родился Иисус. Звезда имеет 14 лучей, прикладывая к ней иконы, христиане освящают их без участия священника.

Вифлеем. Церковь Рождества Христова Вифлеем. Церковь Рождества Христова В Москве храм Рождества Христова есть в Измайлове. Это каменная церковь, построенная в 1676 году, в ней много старинных икон. Кроме храмовой, есть чудотворные: икона Иерусалимской Божией Матери и икона вмч. Пантелеймона.

Нужно отметить, что икону «Рождество Христово», в том числе и старинную, можно увидеть не только в одноименных церквах. В частности, в Благовещенском соборе Московского Кремля хранится образ 1405 года, являющийся одной из икон праздничного чина. Праздничный ряд русского иконостаса включает в себя изображение такого эпизода земной жизни Иисуса, как Рождество Христово. А это значит, что в любом храме, где имеется высокий иконостас, Вы найдете эту икону.

Благовещенский собор Московского Кремля Благовещенский собор Московского Кремля Тем не менее, продолжая разговор о храмах Москвы, назовем храм Рождества Христова в Черкизове. Он построен в 1779–1789 годах, является региональным памятником архитектуры. Храм Рождества Христова в селе Черневе также является памятником архитектуры. Его основной престол освящен в честь Рождества Христова.

В Митине на возвышенности берега реки стоит большая красивая церковь Рождества Христова, построенная в конце XIX века. Примечательно, что ранее этот район был деревней Рождествено. Икона «Рождество Христово» размещена в главном престоле храма. Рядом с церковью есть освященный источник, колодец и купальня.

Адреса:

Храм Рождества Христова, Вифлеем – Израиль, г. Вифлеем, пл. Яслей (Manger Sq).

Храм Христа Спасителя – Москва, ул. Волхонка, д. 15 (ст. метро «Кропоткинская»). Тел.: 8 (495) 637-12-76.

Храм Рождества Христова в Измайлове – Москва, 2-я Советская ул., д. 16 (проезд: ст. метро «Преображенская площадь», далее пешком или авт. № 230, ост. «Школа»; ст. метро «Измайловская», авт. № 34, ост. «Прядильная ул.»). Тел.: 8 (499) 164-28-77.

Благовещенский собор Московского Кремля – Москва, Кремль.

Храм Рождества Христова в Черкизове – Москва, Ленинградское шоссе, д. 354 (проезд: ст. метро «Речной вокзал», авт. № 851, ост. «Черкизово» или любое маршрутное такси в сторону Зеленограда до той же остановки). Тел.: 8 (495) 228-70-57.

Храм Рождества Христова в селе Черневе – Москва, Южное Бутово, ул. Черневская (проезд: ст. метро «Улица Горчакова», пешком 10 мин; ст. метро «Ясенево», авт. № 202 или маршрутное такси № 202, 710). Тел.: 8 (495) 714-69-54.

Храм Рождества Христова в Митине (село Рождествено) – Москва, 1-я Муравская ул., д. 39 (ст. метро «Тушинская», авт. № 2, 266, 741). Тел.: 8 (495) 747-04-63, 8 (495) 747-04-64, 8 (495) 747-04-65.


Об истории и значении иконы

События из истории иконы

Рождество Христово пришлось на времена царствования императора Октавиана Августа. Октавиан повелел сделать полную перепись населения в его империи, к которой относилась Палестина. По традиции евреев перепись велась в тех местах, откуда были родом колена, роды и племена иудейские. Поскольку Вифлеем был городом Давидовым, то и Богородица, и святой Иосиф, происходившие из рода Давидова, должны были для переписи явиться в Вифлеем, чтобы их внесли в списки, и они не остались вне государства, а значит – вне закона.

Икона Рождество Христово, иконописец Юрий КузнецовИкона «Рождество Христово»,
иконописец Юрий Кузнецов
Но в Вифлееме, переполненном такими же прихожими гражданами, не нашлось для них места на постоялых дворах. Никто не принимал и в дом, именно с тех пор у христиан, особенно западных, сохранился обычай – ставить в окне в Рождество свечу – чтобы Богоматерь видела, что в этом доме Ей и Её Младенцу будет пристанище, в отличие от времен, когда Он должен был появиться на свет. Но тогда Он родился в пещере (по гречески – вертеп), которая была предназначена для стойла домашнего скота. На охапках сена и соломы для его корма и родился Спаситель, Который был положен затем в грубые ясли, из которых кормили скот. И воссияла над городом яркая звезда Вифлеемская, означавшая место, где пришёл в мир Тот, Кого мир ждал, и Который отныне изменил судьбу человечества, придав ей иной, возвеличенный и глубокий смысл братства с Ним (Мф. 1, 18-25; Мф. 2, 1; Лк. 2, 1-20). В пещере со святым семейством находились вол, которого привел святой Иосиф, как дань за перепись и осел – на осле ехала ожидающая Первенца Мария, согласно пророчеству Исайи (Ис. 1, 3).

Эти животные дыханием согревали пещеру в холодную снежную зиму. Эту пещеру в III веке уже показывали, как место рождения Христа, а в IV веке , которая по просьбе сына своего нашла множество памятных мест, связанных с земной жизнью Господа, заложила над этим местом храм.

Но само понятие пещеры – вертепа, где родился Господь, стало символически сопоставляться с чревом самой Богоматери, вместившим самого Бога. Иначе оно трактуется как место горести и тьмы – наш мир, где воссияло Солнце Правды - Иисус. И первыми увидели его не фарисеи и не высокопоставленные иудеи, а простые пастухи, которым явился Ангел и поведал о Том, Кто пришел в мир. И они явились поклониться ему (Лк. 2, 10–11). В этом событии так же есть глубокая символика – не ради особых, привилегированных граждан Он был послан Отцом, но ради спасения всех, вплоть до самых низких и нищих, ради них – в первую очередь, ибо им было дано особое смирение.

Видевшие звезду Вифлеема волхвы – восточные знатоки наук и мудрецы, которые так же поспешили Ему поклониться, символизируют собой восточный мир, уже тогда преклонившийся перед Спасителем. В своем следовании в Вифлеем они несли к Его яслям золото – знак Его царственной власти, ладан – Его духовного верховенства, смирну – это вещество обычно использовалось при приготовлении к захоронению, а здесь это был знак пророчества о Его смерти во плоти как искупления грехов мира (Мф. 2, 11). Изображения волхвов соответствуют обычно трем возрастным архетипам: старец, зрелых лет муж, молодой человек. Этим подчеркивается, что «откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта». По преданию, один из них был из Персии, другой – из арабских земель, третий – из Эфиопии, их имена были Гаспар, Мельхиор и Валтасар. Позже, они приняли Крещение – их крестил апостол Фома и также проповедовали имя Христово. Их святые мощи были обретены в III веке. Они покоятся в Кельнском соборе в Германии.

Дары волхвов частично сохранились в Афоне в виде 28 квадратных и треугольных пластинок размером 5х7 см., ими освящают воду. Они покрыты орнаментом. Еще ладан и смирна – ароматные темные шарики, похожие на маслины. Таких благоуханных бусинок около семидесяти. Дары волхвов обладают способностью изгонять бесов, из Афона их вывозят очень редко.

Эта мультипликационная история Рождества Христова увлечет и детей, и взрослых. Рассказ Ирины Себелевой, автора фильма, педагога Ярославского центра анимационного творчества «Перспектива», захватывает внимание зрителя в самом начале и уже не отпускает до окончания просмотра, наполняя душу чем-то высоким, светлым и очень добрым. Знаете ли Вы, где родился младенец Иисус, кто его встретил первым, как появилась традиция украшать Рождествескую елку? На эти и многие другие вопросы Вы найдете ответы в этом фильме. На восьмой день после своего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17:11-14). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день . Согласно богословским толкованиям, Спаситель не имел нужды во внешнем знаке союза с Богом, так как Он и Отец – едино. Своим обрезанием Иисус Христос научает нас исполнять заповеди Божии, не изыскивая предлогов к их нарушению и не оправдывая своего уклонения от их исполнения. В честь этого события установлен праздник «Обрезание Господне», отмечаемый Православной Церковью 14 января. Времена Ветхого Завета прошли, обрезание отменено, и вместо него установлено Таинство Святого Крещения – духовное обрезание, состоящее в отсечении от души плотских страстей.

Согласно преданию, царь Ирод, правивший в Вифлееме, узнал, что родился Тот, Кто будет причиной его низвержения и гибели и повелел найти и убить в Вифлееме всех младенцев до года. Эта страшная ночь вошла в историю под названием Вифлеемской ночи. Однако Святая Дева и Святой Иосиф были предупреждены Ангелом и покинули город, а волхвы, призванные ко двору Ирода с целью узнать, где находятся Христос с Матерью Его, покинули город иным путем, чем вошли, чтобы соглядатаи Ирода не выследили места, где находился Младенец. Он был спасен, Ирод же погиб, ввергнутый в геенну.

Эта история из века в век в более поздние времена, примерно со Средневековья, стала разыгрываться бродячими кукольниками-вертепщиками, которые ходили под Рождество со своим ящиком-вертепом от дома к дому и разыгрывали эту нехитрую, но чудесную историю. И что интересно – проходят века, а все, кому доводится видеть эти недолгие, наивные представления, каждый раз смотрят их с захватывающим интересом. Нынче устраиваются фестивали вертепных театров, где в разных интерпретациях показывают эту библейскую историю, имеющую один и тот же сценарий, а зрители каждый раз замирают от восторга, видя Вифлеемскую звезду в самых разных исполнениях, приходят в ужас от коварства, а потом страшной смерти Ирода.

Иконография праздника

Самые древние изображения причисляют к четвертому веку, в катакомбных церквях находят рисунки Младенца в яслях и Его Матери, возлежащей рядом с распущенными волосами. Нимб над головой Пречистой стал изображаться только в VI – VII веке, к этому времени окончательно сложилась иконография праздника в византийской традиции.

К XII веку весь цикл изображений, связанных с Рождеством, включает в себя не только поклонение волхвов и пастухов, но и путешествие волхвов со звездою, которое длилось два года – они расчислили положение Вифлеемской звезды на момент Рождества заранее и пустились в свой нелегкий путь.

Часто Рождество Христово в храмах изображается на южной стене, а Успение Богоматери – на северном. Эта парность указывает на тесную связь обоих явлений – Его рождения по плоти и Её воскресение для Вечной жизни. В образе рождества Христос-Младенец лежит в пеленах в яслях, а в Успении – часто держит спеленатую душу Богоматери. Они вверили Себя Друг Другу навеки – Он в Рождестве, Она – в Успении. В этом обоюдном доверии – неразрывность всего бытия уходящего в Вечность от начала времен. Связь Христа и Пречистой, Сына и Матери подчеркнута и тем, что на следующий день после Рождества, 8 января по н. ст., мы празднуем день Собора Богоматери.

Какое чудо произошло

Главное чудо, которое произошло – на самой иконе. Чудо Боговоплощения, которое произвело чудо и со всеми нами. Это чудо доказательства обожения человека через Бога, обретшего земное воплощение. Того, кто страдал, спал на земле, ел скудную пищу, уставал, но исцелял, утешал, научал, творил чудеса, но только со словами хвалы Отцу на устах. Он любил нас всех и, в конце концов, умер на кресте один, в окружении преступников, Сам обвиненный как преступник, непонятый и непринятый при жизни, взывавший с креста «Отец, Отец, почто меня оставил!» ради того, чтобы своей чистой, божественной кровью Агнца искупить наши грехи, прошлые и настоящие. Это ли не чудо Бога любви к нам, Который так возлюбил нас, что, как сказано, послал сына Своего Единородного спасти каждого, кто пришел в этот мир от Сотворения его? Об этом чуде стоит подумать перед этой иконой. И когда мы поймем и примем это чудо, и поселим в своем сердце благодарность и Отцу, и Спасителю, и Богоматери, Чей подвиг – неописуем, ведь Она от начала знала всё: не потому ли так скорбен всегда Её лик, склоненный над Младенцем Иисусом? – Вот тогда и случится чудо исполнения всего, о чём мы ему помолимся – с любовью и благодарностью за жертву во имя всечеловеческой любви Бога к людям.

Значение иконы

На иконе изображено Рождество Христово. Это событие особое. Впервые в истории человечества Бог стал неотделим от человека в совершенно буквальном смысле. В Ветхом завете Рай был отделен от ада непреодолимой пропастью. Тот, кто не попадал после ухода из жизни к Богу, был обречен на вечные муки. С Боговоплощением пропасть между Царствием небесным и гееной была уже потенциально упразднена для всех, кто следовал за Ним, ибо само Рождество стало залогом будущей Пасхи Христовой. Он защищал, вразумлял, научал, выказывал свое присутствие и, тем не менее, был как-то там, а мы все были здесь. Вот Он оказался здесь, среди нас, причем среди самых нищих, отверженных, одиноких, Его Матерь не нашла приюта, чтобы Его родить в доме, как самая бедная из обычных жительниц Вифлеема, Ей никто не помог принять роды. Почти сразу после Рождества Спасителя Его семья была гонима опасностью убиения Младенца. Но, как говорит в одной из своих рождественских проповедей митрополит Антоний Сурожский, Он стал одним из гонимых, обездоленных именно затем, чтобы, увидев гонимого и обездоленного в своей жизни, приняли его, как приняли бы Самого Христа. Почему святые в большинстве, уподобляясь Ему, отказывались от всего, за чем мы гонимся в материальной жизни и не представляем без этого своего существования – таков мир? Да потому, что они, как и Он желали, чтобы к ним пришли в первую очередь те, кто утратил всё. Желали, чтобы те, кто слишком цепляется за земное, увидели, что да, оно нужно, возьми его сколько угодно, если ты иначе не можешь, но оно – ничто по сравнению с любовью между всеми, Кого возлюбил Он. Спаситель отринул все границы между Ним и нами. Он родился – ради нас. И погиб – ради нас. И вознесся – ради нас. И вернулся – ради нас, чтобы снова уйти к Отцу до начала новых времен, но остаться до тех пор в нас и между нами – «посреди нас и есть и будет».

И ещё одно – Боговоплощение – и об этом не раз говорили отцы церкви, его оборотная сторона – это обожение человека, поднятие его значимости до невероятных высот, ибо он – человек, способен вместить в себя Бога, что мы и видим на примере преподобия наших святых. Если мы осознаем это в большинстве своем, то это и есть наш спасительный путь, поскольку человеком будет, наконец, осознана та мера доверия и ответственности за весь мир, который вручил ему Бог. Может, тогда мы и сумеем превратить нашу юдоль скорби в Царствие небесное, ради жизни в котором мы в общем-то и призваны – жить.

Так что и сама икона Рождества – а у иконописца Юрия Кузнецова, она именно такая – радостная, живая, яркая, несмотря на видимую печаль библейского сюжета, это повод, прежде всего, любить и благодарить всех – Бога, Пресвятую Деву, которую особо величают в эти праздничные дни, воспевая Её подвиг на праздничных богослужениях, и друг друга, ибо Он – в нас, надо открыть ему свое сердце в любви к ближнему. А дни Рождества – торжества света сияющей над всем миром звезды Вифлеемской – самое подходящее для этого время.

<< вернуться в начало


Источник: http://iconkuznetsov.ru/index.php?did=252&sid=359


Большая вифлеемская звезда своими руками

Большая вифлеемская звезда своими руками

Большая вифлеемская звезда своими руками

Большая вифлеемская звезда своими руками

Большая вифлеемская звезда своими руками

Большая вифлеемская звезда своими руками

Большая вифлеемская звезда своими руками

Большая вифлеемская звезда своими руками

Читать далее: